Продолжение. Начало [1 стр.] Читать далее [3 стр.]
В 1802 году был приобретен участок под еврейское кладбище (в лютеранской части Волкова кладбища) и была заведена первая общинная книга, пинхас. С этого момента можно считать, что в Санкт-Петербурге «де-факто» появилась еврейская община.
С 1828 года в русскую армию стали призывать евреев. Появились солдаты-евреи и в Петербурге. Закон разрешал проживать при них женам и детям. Так сложились небольшие солдатские общины. Первоначально еврейские молитвенные собрания устраивали в казармах, но потом, по настоянию начальства, евреям-солдатам пришлось нанимать специальные помещения вне казарм, где и были устроены молельни.
В середине 1850-х гг. солдатам-евреям, вышедшим в отставку, и их семьям было разрешено проживание в Петербурге. Они занимались ремеслом, мелкой торговлей, а некоторые поступили на службу в пожарные команды и городскую полицию.
С этого же времени, благодаря ходатайствам крупного еврейского финансиста Евзеля Гинцбурга, и в духе либеральной политики Александра II (годы царствования 1855 – 1881), право жительства в столице постепенно получают евреи – купцы 1-й гильдии, евреи-ремесленники, а затем и все евреи, имевшие высшее образование. Численность еврейского населения столицы быстро увеличивалась. В 1869 г. в городе, только по официальным данным, постоянно проживало 6654 еврея, что составило 1% от всего населения столицы. Растет число молелен, причем не только солдатских, но и ремесленных и купеческих. В этом же году император Александр II утверждает постановление Комитета министров о разрешении евреям строительства Большой Хоральной синагоги взамен существовавших молелен.
Еще в середине 1850-х гг. петербургские евреи получили право приглашать для своих духовных нужд раввинов из других городов. Для новой столичной общины нужны были и новые раввины, владеющие русским языком и обладающие европейским образованием. С 1864 г. все петербургские казенные раввины имели докторские степени различных европейских университетов. Это были Абрам Исайя Нейман, Абран Драбкин и Моисей Айзенштадт. Характерно, что после А. Неймана правление общины отвергло кандидатуру его помощника Ицхака Блейзера на должность раввина ввиду того, что он плохо владел русским языком. Уехав в Вильно, Блейзер стал одним из основателей религиозно-этического учения Мусар.
В 1908 г. на должность духовного раввина был приглашен Давид Товия Каценеленбоген. Несмотря на отсутствие университетского диплома, он пользовался высоким авторитетом как знаток Галахи.
Совершенно выдающуюся роль как в становлении и развитии еврейской общины Санкт-Петребурга, да и в жизни евреев Российской Империи в целом сыграли три поколения семьи семьи Гинзбургов,
Евзель Гинцбург (1812 – 1878) не только основал в Петербурге банкирский дом, который многие десятилетия был одним из крупнейших банков России, но и стал одним из основателей Петербургской еврейской общины. Он был ходатаем перед властями за евреев, крупнейшим благотворителем, поборником просвещения евреев. В частности, в 1863 г. об учредил «Общество для распространения просвещения между евреями в России». Его сын Гораций (1833 – 1909) продолжил дело отца. В течение 40 лет он возглавлял общину, был крупнейшим благотворителем, пытался добиться у правительства облегчения положения евреев. Давид Горациевич Гинцбург (1857 – 1910) унаследовал от отца и роль в руководстве общиной, и участие в делах благотворительности. Давид Гинцбург был выдающимся ученым-востоковедом, основателем ряда еврейских учебных заведений. В 1874 г. Гораций Гинцбург получил от гессен-дармштадтского герцога баронский титул, которым пользовалось и его потомство. Авторитет семьи Гинцбургов основывался не только на их богатстве и связях, но и на их высокой образованности и нравственных устоях. Благодаря Гинцбургам Петербургская еврейская община сохранила просвещенность в сочетании с верностью традициям и отказом от крайностей реформизма.
В 1877 г. были утверждены «Временные правила Санкт-Петербургской еврейской общины». Эти правила действовали до 1917 г. Они послужили образцом для всех еврейских общин вне черты оседлости.
Продолжение. Начало [1 стр.] Читать далее [3 стр.]